Ученье — свет, а не ученье — крах. Как сделать онлайн-обучение сотрудников эффективным

Каждый доллар, вложенный в онлайн-обучение персонала, позволит сэкономить в десятки раз больше за ближайшие несколько лет — это статистический факт. Но, как обычно, все не так просто — есть важные нюансы, о которых нужно знать, чтобы деньги, силы и время не были потрачены впустую.

Главное

  • 76% сотрудников считают, что возможности профессионального развития являются одним из важнейших аспектов корпоративной культуры
  • 87% миллениалов (которые сейчас уже составляют основной контингент сотрудников в большинстве компаний) считают важным обучение и развитие на рабочем месте
  • 70% сотрудников готовы сменить место работы, чтобы перейти в организацию, которая инвестирует в обучение персонала. При этом общие убытки компании, связанные с поиском и интеграцией в рабочий процесс нового сотрудника, взамен ушедшего, могут обойтись в 200% годового оклада для соответствующей должности
  • Средняя ежегодная сумма инвестиций в расчете на одного сотрудника в 2020 году составляла $1111
  • В крупных компаниях объем обучения вырос — с 42,2 часов в 2017 году до 102,6 часов в 2020
  • 89% сотрудников хотят, чтобы обучение было доступно в любом месте и в любое время, поэтому спрос на мобильные образовательные платформы вырос вдвое в 2020 году
  • 60% информации забывается в течение 48 часов, поэтому обучение необходимо регулярно повторять

Высокая динамичность — одна из характерных особенностей современного бизнеса. Успешной компании жизненно необходимо отслеживать огромное количество изменении в окружающем мире и своевременно на них реагировать. Решающую роль в этой ситуации играет образование, получение которого уже превратилось в непрерывный процесс. Учиться приходится всем и всегда — как на работе, так и за пределами офиса. Это и есть «экономика, основанная на знаниях». Именно знания дают сегодня основные деньги, если смотреть на вопрос глобально. В то же время, данных сегодня слишком много. Даже если отсекать явный информационный шум, все равно, даже полезных сведений создается столько, что сотрудники многих компаний, как правило, не в состоянии самостоятельно справится с информационными нагрузками.

Складывается парадоксальная ситуация — знать с каждым днем надо все больше, но при этом, когнитивные способности человека, в среднем, остались теми же что и у охотников-собирателей позднего палеолита. Правда, в отличие от древних людей у нас есть очень эффективные системы обучения, но ими еще надо суметь правильно воспользоваться, а здесь могут возникнуть сложности.

Обучение, как стимул

Что поможет удержать классного специалиста в вашей компании? Правильно, деньги. Хотя ясно, что повышать зарплату можно лишь до некоторого разумного предела. С другой стороны, если сотрудник получает новые знания, постоянно повышает квалификацию, проходит обучение, то, соответственно и навыки его можно «продать» дороже, что также должно отразиться и на доходах специалиста. Но, интересной приметой нынешнего времени является и то, что знания сами по себе, становятся некой самоцелью. К примеру, по данным масштабного исследования, проведенного образовательной компанией Lorman, 87% миллениалов (которые сейчас уже составляют основной контингент сотрудников в большинстве компаний) считают важным обучение и развитие на рабочем месте. При этом 76% людей считают, что возможности профессионального развития являются одним из важнейших аспектов корпоративной культуры, такой же процент представителей поколения Y (то есть тех, кто родился в период с 1981 по 1996 годы) полагают, что компания выглядит более привлекательной, если она предлагает своим сотрудникам дополнительное образование в профессиональной сфере.

Около 70% сотрудников готовы сменить место работы, чтобы перейти в организацию, о которой известно, что она активно инвестирует в развитие и обучение персонала. Кроме того, опросили и людей, которые недавно устроились на новом месте, и выяснилось, что 86% из них остались бы на прежней работе, если бы работодатель предлагал обучение и профессиональное развитие.

В свое время компания IBM также выяснила, что у сотрудников, которые не видят осязаемых карьерных целей в нынешней организации, вероятность увольнения в 12 раз выше, чем у тех, кто видит перспективы. И это касается постоянных сотрудников, для тех, кто только пришел на новую работу вероятность увольнения возрастает в 30 раз (то есть, почувствовав карьерное «болото» сотрудник почти гарантировано покинет работодателя в кратчайшие сроки). Это означает, что постоянное развитие на рабочем месте должно обеспечиваться буквально с самых первых недель, иначе новые талантливые сотрудники не останутся в компании надолго.

В целом же, по данным упомянутого исследования Lorman, в компаниях с развитой культурой корпоративного обучения коэффициент удержания сотрудников увеличивается на 30–50% по сравнению с остальными участниками рынка.

И это очень большое конкурентное преимущество, ведь сегодня нередко именно сотрудники являются главным активом компании, а поиск новых квалифицированных работников может привести к очень существенным затратам. Например, по данным The Center for American Progress, общие убытки, связанные с поиском и интеграцией в рабочий процесс нового сотрудника, взамен ушедшего, обходятся в 20% годовой зарплаты для соответствующей должности. И это если речь идет о рядовом сотруднике. Когда дело касается высококвалифицированных специалистов или руководителей, то показатель возрастает до 213%.

Данные приведены для рынка США, к тому же ситуации может существенно меняться в зависимости от особенностей отрасли. Но согласно усредненным данным Gallup, показатель, на который можно ориентироваться, в среднем, составляет от 50 до 200% годового оклада для должности, на которую ищут сотрудника. Сюда входят не только прямые расходы, но и издержки, связанные со снижением производительности, адаптацией человека в коллективе, потерей клиентов и т.д. В любом случае, цифры выходят немалые.

С другой стороны, обучение не бесплатное. Да, но затраты на него несоизмеримы с положительным эффектом который обеспечивает образование.

Цена знаний

За качественные знания приходится платить — вряд ли кто-то поделится ценной информацией бесплатно. Если информация чего ни будь, стоит, то счет за нее все равно выставят — сейчас или позже, прямо или косвенно. Поэтому большинство компаний предпочитают инвестировать вполне конкретные суммы в обучение сотрудников.

По данным профильного ресурса Training Industry Report, по итогам 2020 года большинство компаний в развитых странах инвестировали, в среднем, около $1111 на обучение одного постоянного сотрудника. Эта цифра существенно отличается, в зависимости от размера организации. Для компаний со штатом от 100 до 999 сотрудников, она составила $1678, в организациях, где трудится от 1000 до 9999 человек, этот показатель равнялся $581, а в более крупных корпорациях — $924. На основе этих цифр сложно выявить тенденцию, но если посмотреть на ситуацию в другом разрезе, с учетом временных расходов, то становится очевидным, что по мере увеличения размера компании, удельные затраты на обучение одного сотрудника снижаются.

В частности, по данным портала Statista, все крупные компании в США за последние три года резко увеличили объемы инвестиций в обучение персонала. В то же время среднее время обучения в расчете на одного сотрудника, увеличилось с 42,2 часов в 2017 году до 102,6 часов в 2020-м.



Сколько времени тратят на обучение сотрудники компаний, данные Statista

Есть и другая показательная тенденция. Несмотря на растущую информационную нагрузку и важность образовательных программ, бюджеты, которые компании готовы тратить на развитие сотрудников, сократились за последние два года. Вызвано это, очевидно, последствиями пандемии и необходимостью оптимизации расходов. Но, по данным аналитического отчета The 2020 Training Industry Report, в 2020 году расходы на образование в среднем сократись всего на 1%, в то время, как уровень фактической заработной платы за тот же период снизился на целых 18% (данные, снова-таки, для США, но, можно предположить, что в других развитых странах ситуация похожа). Очевидно, что компании, особенно крупные, готовы скорее урезать зарплаты, чем инвестиции в обучение.

Чтобы не снижать эффективность образовательных программ и при этом сократить расходы на них компании все чаще переходят на удаленный формат обучения. Но и тут есть свои важные нюансы.

В тренде — мобильное образование

Еще несколько лет назад, самым популярным форматом обучения были тренинги и лекции, которые проводились путем личной встречи, когда докладчик и слушатели лично присутствовали в одном помещении. Однако пандемия и тотальный переход на удаленный режим работы потребовал новых решений, в результате, все больше обучений проводится онлайн, в формате вебинаров. Так, если сравнивать с 2019 годом, в 2020 (данных за 2021 год пока нет), спрос на обучение в формате виртуального класса, с присутствием лектора онлайн, вырос на 8% (до 23%), а процент вебинаров и тренингов, проводимых с помощью мобильных устройств, удвоился (с 5 до 10%). Интересно также отметить, что передовые технологии, такие как виртуальная реальность и искусственный интеллект, не получили широкого распространения на образовательных платформах 2020 году. При этом 54% компаний, после преодоления пандемии, планируют полностью перейти на смешанный формат обучения, сочетающий как онлайн-семинары, так и аудиторные занятия.

Учиться всегда и везде

Есть одна существенная проблема — корпоративное обучение, которое, как правило, проводится в рабочее время, занимает продуктивные часы сотрудников, тем более, вполне естественно, что далеко не всем подходит одно и то же время занятий. Согласно отчету компании Udemy, в котором рассматриваются главные тенденции 2021 года в области корпоративного образования, нехватка времени является самым большим препятствием на пути к эффективному обучению сотрудников. Примерно то же утверждает и компания LinkedIn, заявляющая о том, что в среднем, почти половина сотрудников не имеет достаточно свободного времени для эффективного обучения. А времени требуется довольно много.

Как сообщает данным исследования Lorman, 89% сотрудников хотят, чтобы обучение было доступно в любом месте и в любое время, что позволило бы эффективно распределить время на работу и учебу. Поэтому 85% сотрудников желают самостоятельно выбирать время обучения в соответствии с персональным графиком. Кроме того, почти все сотрудники хотят, чтобы информация, которую они получают, была бы актуальной и максимально персонализированной (учитывающей опыт, навыки и информационные запросы конкретного сотрудника).

Второй важный момент, о котором часто забывают — это т.н. «кривая забывания» (как ее назвал в свое время немецкий психолог Герману Эббингаусу, открывший данный феномен). Если коротко, то суть в том, что в течение ближайших 48 часов мы полностью забываем до 60% того, что узнали накануне. Это значит, что эффективность вложений в корпоративное обучение снижается на упомянутую величину. Но, выход есть — достаточно просто повторять учебные курсы время от времени.

Что в итоге?

Постоянное обучение — важная часть корпоративной культуры и эффективный способ удержания сотрудников, особенно квалифицированных специалистов.

Обучение требует не так уж много вложений, по сравнению с положительным эффектом, которое оно оказывает на сотрудников и результаты компании в целом.

В то же время, большинство работников не располагают достаточным временем для посещения традиционных офлайн-мероприятий и хотели бы иметь доступ к персонифицированным профессиональным курсам в любой момент и в любом месте, желательно с возможностью просмотра на мобильном устройстве.

Кроме того, полученные знания необходимо регулярно актуализировать и обновлять иначе эффект от обучения снижается более чем вдвое.


------------
Автор: Игорь Кириллов

*Статья ранее опубликована в блоге Roi4Presenter

Комментариев нет